Ежегодно двери хореографических училищ нашей страны открываются для нового приема детей — девочек и мальчиков. Отбор детей тщательный, строгий и взыскательный. Профессия балетного артиста недостижима для людей физически слабых. Так как труд балерины танцовщицы — тяжелый труд. Поэтому важна тщательная проверка здоровья ребенка. Какими же данными определяется пригодность ребенка к обучению в хореографическом училище? Чем должен обладать ребенок от природы?Во первых, пропорциональность сложения, стройная хорошая форма ног, гибкая, красивая линия вытянутой ступни, то есть подъем ноги, также изящная, пластическая форма рук и осанка.
Во вторых, необходима природная выворотность, дающая впоследствии при развитии ее широкую свободу и красоту движений, возможность правильного исполнения танца. Также необходима ширина шага, то есть возможность подъема ноги кверху — вперед, в сторону и назад. Высокий, легкий шаг, особенно важен для балерин, создает не только красоту пластических линий всего тела, но и придает большую выразительность движениям.
В третьих, необходима природная легкость. Грациозная воздушность, легкость балерины в полетах-прыжках сразу рождает поэтические ассоциации, образные сопоставления.
Среди врожденных природных качеств ребенка важны и многие другие: чувство координации, то есть способность свободно согласовывать свои движения; общая пластичность, которую опытный глаз педагога заметит даже в случайных движениях и поворотах тела и особенно в движениях рук; а также чувства ритма и музыкальность, без которых немыслим ни единый шаг, ни малейшее движение будущего танцовщика.
Естественно, что все эти природные профессиональные данные, при последующих регулярных занятиях, под руководством опытных педагогов, развиваются и раскрываются с предельной широтой.
Но при приеме детей в училище, бывают и особые явления, это встречи с талантом и с яркой одаренностью. И опытный педагог, всегда угадает и распознает в ребенке большой природный дар к танцу. Бывает, что очень яркими интересными артистами балета иногда становятся не те, кто обладал строго пропорциональным телосложением и классической красотой линии ног и рук.
Так например: у блестящей русской балерины Екатерины Гальцер были полные ноги, а итальянская балерина Виджиния Цукки была крайне некрасиво сложена, отличный танцовщик и педагог итальянец Энрико Чекетти отличался малым ростом, а Вацлав Нижинский, русский танцовщик, достигший легендарной мировой славы, обладал коренастым сложением и совсем не идеальными ногами.
Но у таланта всегда своя, особая красота, свое подчас трудно объяснимое словами обаяние. У талантов свои пути к достижению мастерства. Прекрасная звезда французского балета Иветт Шовире в поисках «самой себя», своего исполнительного стиля оттачивала свое мастерство, работая помногу абсолютно в полном одиночестве в пустых танцевальных залах. Этим отличилась в наше время и Анастасия Волочкова.
Все эти и подобные примеры отнюдь не опровергают справедливости общепринятых норм и правил, установленных для приема и обучения способных к танцу детей. Исключения всегда остаются исключением.
Но а главное имея стремление, упорство и желание можно достичь многого.
|